Дмитрий Жданухин →  Репутационная ответственность: нужен ли термин? какая отрасль права?


В нескольких крупных взысканиях, лица, связанные, по нашему мнению, с оппонентами, начали активные ответные действия в виде исков о защите репутации (новость об иске СУ-155, Дон-строя). Все это в очередной раз заставило задуматься о репутационной ответственности. Это словосочетание предварительно для меня обозначает возможность наступления негативных последствий в результате специально организованного распространения информации о действия, ухудшающих репутацию.
Сам термин «репутационная ответственность» (судя по Яндексу) нередко используется, но скорее в разговорном режиме, нежели как общеупотребимое обозначение, за которым стоит понятный механизм реализации этой самой ответственности
Попробую в предварительном варианте набросать некоторые идеи. Итак, репутационная ответственность — это:
1) Возможность правомерного воздействия на оппонентов в ситуации, когда юридическая ответственность по каким-либо причинам не работает
например, в ситуации с долгами ООО «Инвестиции и ресурсы» юридические механизмы, похоже, не срабатывают, а ситуация может сказаться на репутации достаточно известных организаций За долги ООО «Инвестиции и ресурсы» (Мосмарт) могут отвечать структуры Александра Занадворова и Сбербанка?
2) Репутационная ответственность наступает за счет правомерного распространения информации, которое может возникать даже в результате казалось бы оборонительных шагов лиц, связанных с долговой проблемой. Вот один из недавних примеров
можно сказать, что, проявляя недобросвестность, люди совершают «репутационное самоубийство», а дальнейшее привлечение внимание всего лишь усугубляет ситуацию
3) Репутационная ответственность вполне может выражать в деньгах, ведь репутация учитывается по МФСО. На эту же возможность, по сути, указывают иски оппонентов, считающих, что их репутационая ставится под вопрос с нарушением действующего законодательства.
4) При реализации механизма репутационной ответственности в отличие от юридической правовые нормы описывают не процесс привлечения, а границы этой деятельности (нельзя распространять ложные утверждения о фактах, нарушать установленные законном тайны и т.д.). Сама же деятельность по привлечению в репутационной ответственности не регламентирована, хотя она может быть частично формализована (например, в уставных документах третейских судов, инструкциях о расширенном претензионном порядке разрешения долговых споров и т.д.).

Именно, в связи с возможностью формализации процесса привлечения к репутационной ответственности в отдельных случаях возникают вопросы: а нужен ли этот термин? не дублирует ли он что-то уже существующее? к какой отрасли права может относиться разработка такого процесса?

Вообще, вспоминая давние статьи про гуманитарно-правовые технологии (например, PRаво и артефикация справедливости) понимаю, что в настоящее время разработка теории репутационной ответственности вполне актуальна. При этом стоило бы заниматься этой задачей юристами, т.к. в области «связей с общественностью» репутационным менеджментом уже вовсю занимаются, а взгляд со стороны права может быть вполне эвристичен

1 комментарий

Дмитрий Жданухин
подробнее о публичном информационном воздействии www.klerk.ru/boss/articles/253242/
0