Центр Правовых Технологий ЮРКОМ → Текст искового заявления к Центральному банку Российской Федерации
Ранее Центр Правовых Технологий публиковал новость об оспаривании ряда пунктов положения Центрального банка РФ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П. По просьбе посетителей сайта, размещаем текст искового заявления.
Арбитражный суд города Москвы
115225, г. Москва, ул. Б. Тульская, 17.
Заявитель: Индивидуальный предприниматель М.
Заинтересованное лицо: Центральный банк Российской Федерации
107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12.
Заявление
о признании недействующим пункта 1.4 Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции определения порядка ведения кассовых операций.
Во исполнение данной нормы Центральным банком Российской Федерации было принято Положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373-П. Положение было опубликовано в «Вестник Банка России» № 66 от 30.11.2011 и зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 № 22394. Согласно пункту 7.1 данного Положения оно вступило в силу с 1 января 2012 года.
Настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее — юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели) (пункт 1.1).
Настоящее Положение не распространяется на физических лиц.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее — руководитель).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению (пункт 1.3).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2, и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее — свободные денежные средства) (пункт 1.4).
Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (1.11).
Считаю, что положение пункта 1.4 об обязании индивидуального предпринимателя хранить наличные денежные средства сверх установленного лимита на банковских счетах не соответствует нормам действующего законодательства по следующим причинам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (статья 8 часть 1); каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 часть 1).
По смыслу названных положений, термином «имущество» охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права, включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом, если эти имущественные права принадлежат лицу на законных основаниях. Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Права владения, пользования и распоряжения имуществом и вытекающая из статей 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований и порядка их возникновения, изменения и прекращения, а также соответствующий объем защиты и правомерных ограничений, как следует из статей 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, регулируются законом. Причем как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в частности с ее статьей 55 (часть 3), которая устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения права собственности, имущественных прав, а также свободы договора в гражданско-правовом обороте должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе.
Гражданское законодательство, регулирующее отношения участников гражданского оборота, в том числе отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основано на принципах свободы экономической деятельности, признания и защиты собственности (статья 8 Конституции Российской Федерации), относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, а также на гарантируемых в Российской Федерации свободном использовании имущества для предпринимательской деятельности и осуществлении прав владения, пользования и распоряжения имуществом статья 34 часть 1; статья 35 часть 2, Конституции Российской Федерации).
Исходя из этого Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в качестве основных начал гражданского законодательства неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1) свобода гражданско-правовых договоров в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласование воли сторон. Следовательно, регулируемые гражданским законодательством договорные обязательства, а значит, и порядок расторжения договоров в сфере имущественных отношений должны быть основаны на равенстве сторон, автономии их воли и имущественной самостоятельности (пункт 1 статьи 2 ГК Российской Федерации).
Статьей 420 ГК РФ устанавливается правило, в соответствии с которым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Обязательность заключения договора предусмотрена в следующих нормах действующего законодательства:
статья 422 ГК РФ, регламентирующая положения о публичном договоре;
статья 846 ГК РФ, в соответствии с которой банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами;
статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, устанавливающая запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
статья 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 № 213-ФЗ, устанавливающая размещение оборонного заказа;
статья 8 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ об отсутствии права отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
статья 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ. В соответствии с ней поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства;
статья 9 Федерального закона «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ, по которой поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
Как указывалось выше, статьей 846 ГК РФ устанавливается обязанность именно для банка в заключении с каждым обратившимся договора банковского счета, но не устанавливается обязанность индивидуальных предпринимателей открывать банковские счета.
Кроме того, считаю, что при принятии данного Положения Банком России не учтено следующее.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть 1 статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть 2 статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 (статья 4).
Все обязаны соблюдать действующее законодательство.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (статья 140 ГК РФ).
Положение Банка России является логическим продолжением данного правила.
Правоотношения по установлению ведения кассовых операций основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – Банку России, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой – индивидуальному предпринимателю — обязанность повиновения. Требование Банка России следует не из договора, а из закона.
Наделение Банка России полномочием действовать властно — обязывающим образом правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках отведенных отношений, а не приобретают характер гражданско–правовых, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина. В связи с этим исполнение обязанности по открытию банковского счета для хранения превышения лимита денежных средств не может быть вменено, если это не предусмотрено законом.
Конституционное право человека и гражданина, закрепленное в статье 35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, распространяется на индивидуальных предпринимателей в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.
Юридическое лицо, в отличие от гражданина-физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом. Гражданин же (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.
Цель принятого Порядка направлена не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере регулируемых отношений, а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права. Обязание индивидуальных предпринимателей хранить денежные средства на счетах в банке в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом.
Считаю, что данная обязанность не согласуется со свободой в выборе мероприятий по обеспечению сохранности наличных денежных средств, при ведении кассовых операций, предусмотренных эти же положением.
Таким образом, указанная норма представляет собой ограничение свободы договора как одного из общих начал гражданского законодательства, а в конечном счете — и ограничение конституционных прав и свобод, прежде всего, свободы экономической деятельности.
Согласно пункту 3 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», разъяснил, что указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Подобного указания в федеральных законах применительно к делам об оспаривании нормативных правовых актов Банка России не имеется.
Необходимо также учитывать, что в силу пункта 1 части 2 статьи 34 Кодекса Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из содержания статьи 75 Конституции Российской Федерации, статей 1 — 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Центральный банк Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и является органом банковского надзора, наделенным специальными полномочиями и компетенцией, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В связи с изложенным заявление индивидуального предпринимателя не подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, но подсудно Арбитражному суду г. Москвы.
На основании изложенного,
ПРОШУ:
признать не действующим Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П в части пункта 1.4.
Приложения:
1. Копия Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П;
2. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
4. Документы, подтверждающие направление заинтересованному лицу копии заявления;
5. Распечатка с официального сайта Центрального банка Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель М.
Арбитражный суд города Москвы
115225, г. Москва, ул. Б. Тульская, 17.
Заявитель: Индивидуальный предприниматель М.
Заинтересованное лицо: Центральный банк Российской Федерации
107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12.
Заявление
о признании недействующим пункта 1.4 Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции определения порядка ведения кассовых операций.
Во исполнение данной нормы Центральным банком Российской Федерации было принято Положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373-П. Положение было опубликовано в «Вестник Банка России» № 66 от 30.11.2011 и зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 № 22394. Согласно пункту 7.1 данного Положения оно вступило в силу с 1 января 2012 года.
Настоящее Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения (далее — юридические лица), на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели) (пункт 1.1).
Настоящее Положение не распространяется на физических лиц.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее — руководитель).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Положению (пункт 1.3).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2, и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее — свободные денежные средства) (пункт 1.4).
Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (1.11).
Считаю, что положение пункта 1.4 об обязании индивидуального предпринимателя хранить наличные денежные средства сверх установленного лимита на банковских счетах не соответствует нормам действующего законодательства по следующим причинам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (статья 8 часть 1); каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 часть 1).
По смыслу названных положений, термином «имущество» охватывается любое имущество, связанное с реализацией права частной и иных форм собственности, в том числе имущественные права, включая полученные от собственника права владения, пользования и распоряжения имуществом, если эти имущественные права принадлежат лицу на законных основаниях. Реализация имущественных прав осуществляется на основе общеправовых принципов неприкосновенности собственности и свободы договора, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников гражданско-правовых отношений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Права владения, пользования и распоряжения имуществом и вытекающая из статей 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации свобода договоров участников гражданского оборота, включая определение оснований и порядка их возникновения, изменения и прекращения, а также соответствующий объем защиты и правомерных ограничений, как следует из статей 71 (пункт «в») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации, регулируются законом. Причем как сама возможность ограничений, так и их характер должны определяться законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в частности с ее статьей 55 (часть 3), которая устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения права собственности, имущественных прав, а также свободы договора в гражданско-правовом обороте должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов и основываться на законе.
Гражданское законодательство, регулирующее отношения участников гражданского оборота, в том числе отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, основано на принципах свободы экономической деятельности, признания и защиты собственности (статья 8 Конституции Российской Федерации), относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, а также на гарантируемых в Российской Федерации свободном использовании имущества для предпринимательской деятельности и осуществлении прав владения, пользования и распоряжения имуществом статья 34 часть 1; статья 35 часть 2, Конституции Российской Федерации).
Исходя из этого Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает в качестве основных начал гражданского законодательства неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1) свобода гражданско-правовых договоров в ее конституционно-правовом смысле предполагает соблюдение принципов равенства и согласование воли сторон. Следовательно, регулируемые гражданским законодательством договорные обязательства, а значит, и порядок расторжения договоров в сфере имущественных отношений должны быть основаны на равенстве сторон, автономии их воли и имущественной самостоятельности (пункт 1 статьи 2 ГК Российской Федерации).
Статьей 420 ГК РФ устанавливается правило, в соответствии с которым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Обязательность заключения договора предусмотрена в следующих нормах действующего законодательства:
статья 422 ГК РФ, регламентирующая положения о публичном договоре;
статья 846 ГК РФ, в соответствии с которой банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами;
статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, устанавливающая запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
статья 3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 № 213-ФЗ, устанавливающая размещение оборонного заказа;
статья 8 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ об отсутствии права отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
статья 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ. В соответствии с ней поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства;
статья 9 Федерального закона «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 № 79-ФЗ, по которой поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
Как указывалось выше, статьей 846 ГК РФ устанавливается обязанность именно для банка в заключении с каждым обратившимся договора банковского счета, но не устанавливается обязанность индивидуальных предпринимателей открывать банковские счета.
Кроме того, считаю, что при принятии данного Положения Банком России не учтено следующее.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть 1 статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть 2 статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 (статья 4).
Все обязаны соблюдать действующее законодательство.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (статья 140 ГК РФ).
Положение Банка России является логическим продолжением данного правила.
Правоотношения по установлению ведения кассовых операций основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – Банку России, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой – индивидуальному предпринимателю — обязанность повиновения. Требование Банка России следует не из договора, а из закона.
Наделение Банка России полномочием действовать властно — обязывающим образом правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках отведенных отношений, а не приобретают характер гражданско–правовых, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина. В связи с этим исполнение обязанности по открытию банковского счета для хранения превышения лимита денежных средств не может быть вменено, если это не предусмотрено законом.
Конституционное право человека и гражданина, закрепленное в статье 35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, распространяется на индивидуальных предпринимателей в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.
Юридическое лицо, в отличие от гражданина-физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом. Гражданин же (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.
Цель принятого Порядка направлена не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере регулируемых отношений, а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права. Обязание индивидуальных предпринимателей хранить денежные средства на счетах в банке в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом.
Считаю, что данная обязанность не согласуется со свободой в выборе мероприятий по обеспечению сохранности наличных денежных средств, при ведении кассовых операций, предусмотренных эти же положением.
Таким образом, указанная норма представляет собой ограничение свободы договора как одного из общих начал гражданского законодательства, а в конечном счете — и ограничение конституционных прав и свобод, прежде всего, свободы экономической деятельности.
Согласно пункту 3 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», разъяснил, что указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо указан в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Подобного указания в федеральных законах применительно к делам об оспаривании нормативных правовых актов Банка России не имеется.
Необходимо также учитывать, что в силу пункта 1 части 2 статьи 34 Кодекса Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Как следует из содержания статьи 75 Конституции Российской Федерации, статей 1 — 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Центральный банк Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти и является органом банковского надзора, наделенным специальными полномочиями и компетенцией, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
В связи с изложенным заявление индивидуального предпринимателя не подлежит рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, но подсудно Арбитражному суду г. Москвы.
На основании изложенного,
ПРОШУ:
признать не действующим Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П в части пункта 1.4.
Приложения:
1. Копия Положения Центрального банка Российской Федерации «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 № 373- П;
2. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
4. Документы, подтверждающие направление заинтересованному лицу копии заявления;
5. Распечатка с официального сайта Центрального банка Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель М.
1 комментарий