Центр Правовых Технологий ЮРКОМ →  Способы мошенничества в бизнесе. Как не попасться на «удочку» недобросовестного контрагента?

Все мы неоднократно сталкивались с ситуацией выбора: рискнуть и сыграть по-крупному или обезопасить себя и остановиться на более надежном, хотя и менее прибыльном, варианте. Каждый из нас поступает так или иначе… Именно на эту разницу в восприятии предпринимательского риска рассчитывают недобросовестные бизнес-партнеры.
Мошенничество – это уголовно-наказуемое деяние, при котором жертва в результате обмана добровольно передает преступнику принадлежащие ей материальные ценности в том или ином выражении. Условно мошенничество разделяют на внешнее (воздействие со стороны посторонних лиц — участников рыночных механизмов) и внутрикорпоративное (обман со стороны сотрудников организации, наемных работников).
Как правило, мошеннические действия проявляются в отношении развитой и преуспевающей бизнес-компании, привлекательной своими качественными и количественными показателями. При этом высокий уровень развития организации не всегда означает одновременный рост осторожности в выборе контрагентов. Подобная «наивность» умело используется преступниками при поиске объекта преступления. К тому же при грамотной обработке жертвы мошенники выступают в роли благодетелей, их обходительность и готовность идти навстречу желаниям партнера подкупает, стремление заключить с ними сделку становится навязчивой идеей, перспективным и успешным вложением…
Для сомневающихся и осторожных бизнесменов всегда найдется пара-тройка подставных лиц, рекомендациям и деловой репутации которых мы доверяем. Нередко мошенники прикрываются именами известных людей и фирм, которые ничего не подозревают о запланированной афере. Однако созданный положительный образ преступника настолько безупречен, а экономический план настолько точен, что у нас не остается никаких сомнений в принятии решения и мы считаем излишним какое-либо выяснение и уточнение информации.
Непременными условиями воздействия мошенника является создание экстремальных обстоятельств – описание сверхвыгодности и сверхсрочности сделки при одновременной невозможности согласования деталей и тонкостей работы, устное обещание 100% гарантий без их письменного закрепления только из-за отсутствия тех или иных ответственных лиц и т.п… Мошеннический спектакль будет разыгран так, что каждый из нас впоследствии уверен, что сделал все возможное и необходимое, чтобы распознать преступника, но увы…
В силу компьютерной неграмотности и технической незащищенности бизнеса мы зачастую становимся жертвами мошенников, взламывающих системы доступа к паролям и электронно-цифровым подписям. К примеру, одним из банков (ОАО КБ «Мосводоканалбанк») был описан новый вариант компьютерного мошенничества, направленного на получение конфиденциальной информации и хищение денежных средств со счетов компаний-клиентов, использующих систему электронного банкинга (информация размещена на официальном сайте банка). Преступный замысел был успешно реализован в нескольких случаях, когда клиенты банка, получив CD-диск с рекомендациями по обновлению программного обеспечения, запустили диск на своих компьютерах и, сами того не подозревая, открыли мошенникам доступ к счетам, паролям и ЭЦП фирмы. Объем убытков, понесенных жертвами преступлений, банком не оглашается, но предположить их размер несложно, исходя из количества денежных средств, хранящихся на счетах клиентов…
Другим вариантом мошенничества может выступать лжеинвестирование, которое в действительности является вовлечением чужих денежных средств в несуществующий (или существующий лишь на словах) бизнес-проект. Финансовые пирамиды в тех или иных проявлениях составляют львиную долю среди общего числа механизмов незаконного перераспределения собственности. Нередко мошеннические операции маскируются под выгодные деловые контракты на поставку эксклюзивного товара, оказание редкого вида услуг или выполнения работ. Так или иначе, раскрытие преступного умысла осложняется тем, что по своей сути мошенническая сделка очень похожа на стандартный вариант рыночных отношений, когда многое решается и обсуждается на взаимном доверии, без предварительных письменных договоренностей. Как же обезопасить себя от внешнего мошенничества и не попасться на «удочку» недобросовестного контрагента?
Пути решения проблемы экономической безопасности каждая фирма разрабатывает для себя сама — с учетом специфики деятельности и уровня (масштаба) развития компании. Вместе с тем существуют некоторые общие советы, которые могут пригодиться и предотвратить мошеннические действия в отношении бизнеса:
1. В общении с новыми людьми и потенциальными партнерами по сделке обращайте внимание на их поведение, жесты, манеры, больше внимания уделяйте деталям. В целях выявления склонности к мошенничеству используйте методики определения психологического типа личности, правила невербального общения. Главное — делать это незаметно для собеседника!
2. При анализе неизвестных бизнес-проектов всегда обращайтесь к независимому экспертному мнению в целях определения реальных перспектив и ближайших финансовых показателей.
3. Не доверяйте рекламе и не считайте коммерческое предложение 100% источником достоверной информации. Проверяйте контрагента всеми возможными способами перед заключением сделки. Верификация организации – это совокупность мероприятий, направленных на поиск, сбор и анализ информации о контрагенте. К примеру, полезные сведения содержатся в общедоступных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в реестрах эмитентов ценных бумаг, на сайте арбитражных судов и т.д…
4. Доверяйте рекомендациям только тех людей и фирм, которые проверены временем и личным положительным опытом.
5. При подписании договора заранее выясняйте и уточняйте детали работы, ничего не оставляйте на «потом», а все устные договоренности и гарантии исполнения контракта зафиксируйте в письменном виде.
6. Соизмеряйте и оценивайте возможную выгоду бизнес-проекта со степенью предпринимательского риска.
Выполнение этих простых рекомендаций может стать залогом правильного построения бизнеса и его защиты от преступных посягательств. Количеству мошеннических механизмов нет счета, но каждый из нас должен быть осторожен в выборе контрагентов и принятии ключевых предпринимательских решений. Ведь на кону могут оказаться не только деньги и любимое дело, но и доброе имя компании.

Елена Домбровская
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

1 комментарий

Павел Коновалевски
Вы меня, конечно простите, но на тот ли форум нужна эта статья?
0