Центр Правовых Технологий ЮРКОМ → Вновь обсуждается законопроект об уголовной ответственности юридических лиц
Предлагается ввести уголовную ответственность для юридических лиц как самостоятельных субъектов преступления. С данной инициативой повторно вышел Следственный комитет Российской Федерации.
Если обратиться непосредственно к сайту Следственного комитета Российской Федерации, то одним из оснований выхода с такой инициативой явилась попытка привести законодательство России в соответствие с мировыми стандартами. Так, например, существует статья 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая устанавливает обязанность введения уголовной ответственности юридических лиц за причастность к преступлениям коррупционной направленности, относя к категории коррупционных преступлений, в том числе подкуп должностных лиц иностранного государства и корпоративную коррупцию в коммерческих организациях.
Отсутствие данного закона является препятствием для России при решении вопросов о возврате денежных средств, приобретенных юридическими лицами с нарушением норм действующего уголовного законодательства.
По словам специалиста Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ» Владимира Романова, законопроектом предлагается ввести для компаний, виновных в совершении преступления, целый ряд ограничений, например, необходимость согласования сделки, которая прямо или косвенно повлечет отчуждение или приобретение имущества на сумму более 25% от балансовой стоимости всех активов. Естественно, данным законопроектом не предлагается применять к юридическим лицам такие виды наказаний, как заключение под стражу или арест, поскольку это невозможно по объективным причинам.
Главное отличие нового законопроекта от предлагавшегося к принятию ранее — юридические лица становятся самостоятельным субъектом преступления. Первоначальная версия законопроекта предполагала введение ответственности для юридических лиц, если в действиях руководителя юридического лица будет установлен состав преступления. И именно это вызывало наибольшие вопросы у специалистов и простых граждан, поскольку юридическое лицо не может действовать самостоятельно в отрыве от воли его руководителя, учредителя или иного физического лица.
Сама возможность уголовной ответственности для юридических лиц не является чем-то необычным, даже для России. Ведь существует же административная ответственность юридических лиц, и это обстоятельство ни у кого не вызывает удивления. В целом, при правильной правовой подготовке документа и учете мнения специалистов, установление такого рода ответственности в законодательстве должно привести к положительным результатам.
Если обратиться непосредственно к сайту Следственного комитета Российской Федерации, то одним из оснований выхода с такой инициативой явилась попытка привести законодательство России в соответствие с мировыми стандартами. Так, например, существует статья 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая устанавливает обязанность введения уголовной ответственности юридических лиц за причастность к преступлениям коррупционной направленности, относя к категории коррупционных преступлений, в том числе подкуп должностных лиц иностранного государства и корпоративную коррупцию в коммерческих организациях.
Отсутствие данного закона является препятствием для России при решении вопросов о возврате денежных средств, приобретенных юридическими лицами с нарушением норм действующего уголовного законодательства.
По словам специалиста Центра Правовых Технологий «ЮРКОМ» Владимира Романова, законопроектом предлагается ввести для компаний, виновных в совершении преступления, целый ряд ограничений, например, необходимость согласования сделки, которая прямо или косвенно повлечет отчуждение или приобретение имущества на сумму более 25% от балансовой стоимости всех активов. Естественно, данным законопроектом не предлагается применять к юридическим лицам такие виды наказаний, как заключение под стражу или арест, поскольку это невозможно по объективным причинам.
Главное отличие нового законопроекта от предлагавшегося к принятию ранее — юридические лица становятся самостоятельным субъектом преступления. Первоначальная версия законопроекта предполагала введение ответственности для юридических лиц, если в действиях руководителя юридического лица будет установлен состав преступления. И именно это вызывало наибольшие вопросы у специалистов и простых граждан, поскольку юридическое лицо не может действовать самостоятельно в отрыве от воли его руководителя, учредителя или иного физического лица.
Сама возможность уголовной ответственности для юридических лиц не является чем-то необычным, даже для России. Ведь существует же административная ответственность юридических лиц, и это обстоятельство ни у кого не вызывает удивления. В целом, при правильной правовой подготовке документа и учете мнения специалистов, установление такого рода ответственности в законодательстве должно привести к положительным результатам.
1 комментарий