Роман Янковский →  1. Нумерация списков

Цифра «1» стоит в заголовке неспроста: этим постом я хочу открыть еженедельную рубрику рассуждений о Legal Writing на pravo.ru. Чтобы себя мотивировать заранее, я поставлю перед собой задачу писать еженедельно. Надеюсь, что все получится!

Нумерация для юриста — его насущный хлеб. Я преклоняюсь перед людьми, освоившими стили нумерованных списков в Word. Я ненавижу, когда приходится редактировать договор, в котором не настроена автоматическая нумерация. Какие знания о нумерованных списках позволят вам взойти на Олимп?

В разных странах есть свои традиции по нумерации. В англоязычных текстах иерархия номеров по традиции выглядит следующим образом: римские цифры (I, II, III), далее заглавные буквы (A, B, C), далее арабские цифры (1, 2, 3); строчные буквы (a, b, c) и строчные римские цифры, или так называемые романетты (i, ii, iii). В России традиционно не используют романетты (многие их видят впервые, когда приходят в консалтинговые фирмы), однако есть свой нюанс: только в России есть нумерация «цифра/буква со скобкой». Для примера — посмотрите нумерацию пунктов в доброй половине законов. УК и ГК тут, как всегда, используют диаметрально разный подход: в УК буквы, в ГК цифры.

Корчое говоря, способов много, и каждый из них по-своему плох. Объясню, почему.
Римские цифры плохо воспринимаются. Что ни говори, в повседневной жизни их встречаешь все реже. Ну-ка: быстро скажите, сколько это – XLIV? ПРо романетты я вообще молчу: они непривычно и чужеродно смотрятся в тексте и радуют глаз разве что экспатам-партнерам и охочим до иностранщины паралигалам.

Буквы хорошо запоминаются и хорошо звучат («пять бэ» вместо «пять точка два»), но, во-первых, их ужасно мало – всего тридцать три (и это с учетом букв-изгоев вроде й, ъ и т. д.) Во-вторых, буквы неочевидно соответствуют цифрам: а — это пункт № 1, г — четыре, а, например, каким по счету будет пункт Щ? Ну, и в-третьих, заглавные буквы в нумерации путаются со строчными и неотличимы от них на слух. Есть еще куча нюансов типа путаницы в русских и английских буквах (отдельный котел в аду предусмотрен для тех, кто использует английскую нумерацию в русских текстах). Впрочем, не будем углубляться.

Знаки со скобкой решают некоторые проблемы, однако добавляют новых. Например, они жутко сбивают, будучи заключенными в скобки (юристы часто сталкиваются с этим – например, ст. 1324, ч. б)).

Меня особенно поражает то, что при этом давно существует куда более удобная система нумерации, которой юристы до сих пор не пользуются! Эта система называется индексационной и давно используется в технической документации и научной литературе. Применяя ее, вместо такого списка:

Как организовать работу
А. Вводные замечания
Б. Последовательность
В. Изложение
1. Советы начинающим
а) цитата из «Винни-Пуха»
б) гонобобель
2. Безжалостное редактирование
II. Организация материалов

Мы получим такой:

1. Как организовать работу
1.1. Вводные замечания
1.2.Последовательность
1.3. Изложение
1.3.1. Советы начинающим
1.3.1.1. цитата из «Винни-Пуха»
1.3.1.2. гонобобель
1.3.2.Безжалостное редактирование
2. Организация материалов

В чем плюсы? Во-первых, такой список проще читается, поскольку используются только цифры. На любом языке он будет понятен. Во-вторых, по подзаголовку раздела в многостраничном документе сразу станет ясно, в какой части текста находится читатель: нет нужды перелистывать страницы назад, добираясь до номера главы. В-третьих, каждый подраздел обладает уникальным номером, на который легко делать ссылку (вместо «п. б) ч. 2 ст. 13 гл. 2» мы получим что-то вроде «абз. 2.13.2.2»). В-четвертых, такую нумерацию проще настроить в текстовом редакторе… Достоинства индексационной системы можно перечислять бесконечно.

Запомните это и используйте индексационную систему всегда.

Как вы уже, наверное, заметили, наибольший консерватор с построении списков — это российский законодатель. «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» Государственной думы предлагают использовать буквы, цифры, круглые скобки и прочие анахронизмы, идущие еще с тех пор, когда закон занимал несколько страниц. При этом акты органов исполнительной власти традиционно используют сквозную цифровую нумерацию по абзацам (не спрашивайте меня, почему). Бессистемность, непоследовательность и отсутствие адекватных методик для сложных случаев привели к тому, что в Уголовном кодексе, например, можно встретить «п. е1 ч. 2 ст. 105» – вот вам наглядный пример последствий, к которым приводит неверный выбор методики.

Разумеется, нумерация должна расставляться в текстовом редакторе автоматически, а не вручную. Об этом я даже не буду говорить. Абсолютно все номера в документе, включая номера разделов договора или акта, должны расставляться компьютером и присваиваться автоматически. Если вы не умеете это делать… наверное, это действительно сложно: ради одного номера переделывать нумерацию во всем документе. Отступы вы тоже делаете пятью пробелами?

2 комментария

Дмитрий Михалкин
В копилку критики юридической техники законодателя я бы еще добавил разное наименование элементов статей кодексов одного уровня.
Имеется в виду наличие в УК РФ «частей» и «пунктов», в ГК РФ «пунктов» и «подпунктов», в ТК РФ «частей» и «абзацев».
0
Роман Янковский
Безусловно. Совсем недавно, кстати, на практике столкнулся с тем, что суды поняли положения статьи ФЗ «О некоммерческих организациях» по-разному: в статье были и абзацы, и пункты, так что каждый использовал себе лишь известную нумерацию.

Есть ряд документов, которые ситуацию регулируют, но до их принятия царил полный хаос.
0