Дарья Шемет → Что нужно знать кредитору белорусской компании о новом Законе о банкротстве
Завершается работа над проектом закона о несостоятельности и банкротстве, который заменит собой ныне действующий Закон об экономической несостоятельности и банкротстве от 13 июля 2012г.
В связи, с чем возникает вопрос, как указанные изменения отразятся на кредиторах и их правах в процедуре банкротства. Забегая вперед, отметим, что проект нового Закон о банкротстве стремится к закреплению прокредиторского характера.
1. Упрощение порядка обращения с Заявлением кредитора.
Согласно, ч. 3 ст. 12 Закона о банкротстве, основаниями для подачи заявления кредитора, если иное не установлено настоящим Законом, являются в совокупности:
наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере ста и более базовых величин.
Проект нового Закона о банкротстве исключает требование о предоставлении документов, подтверждающих неплатежеспособность должника, имеющую или приобретающую устойчивый характер.
Указанное изменение носит, безусловно, положительный характер. Так, большинство кредиторов не имеют возможности предоставить данные бухгалтерского баланса, акты судебного исполнителя о невозможности взыскания, приказы и другие документы, возвращенные из банка или небанковской кредитно-финансовой организации без оплаты, справки указанных организаций об отсутствии денежных средств на счете должника.
Таким образом, с момента вступления в силу нового Закона, для подачи заявления кредитора достаточно задолженности перед кредитором в установленном размере и факта применения к должнику исполнительного производства не произведенного в течение трех месяцев.
НО! С целью сбалансировать права и интересы кредитора и должника планируется увеличить минимальный размер требований к должнику для подачи заявления кредитора.
Характер требований — Размер требований
Выплаты в пользу работников (в т.ч. работающих (работавших) по гражданско-правовым договорам) — 1500 и более базовых величин (около 18 000 долларов США)
Обязательные платежи 100 и более (порядка 1 200 долларов США)
Ели должник градообразующая организация и государственная организация – 3000 и более (около 36 000 долларов США)
Денежные обязательства 2000 и более (около 24 000 долларов США)
Ели должник градообразующая организация и государственная организация – 3000 и более (около 36 000 долларов США)
Изменения минимального размера требований кредитора продиктованы экономическими и финансовыми процессами в Республике Беларусь.
В соответствии с действующей редакцией Закона, значительное число взыскателей по исполнительным производствам обладают правом на подачу заявления о банкротстве должника, так как минимальный порог требований равен 2 550,00 BYN (порядка 1 200 долларов США).
Стоит отметить, что согласно проекту нового Закона о банкротстве, значительно упрощена процедура подачи заявления кредитором-нерезидентом Республики Беларусь. Законодатель отходит от практики истребования у кредиторов подтверждения неплатежеспособности должника и концентрируется на законности и обоснованности требований, предъявленных кредитором.
2. Отказ от определения неплатежеспособности должника на основе финансовых коэффициентов и переход к принятию решений на основе фактических обстоятельств.
В настоящий момент критерии неплатежеспособности, устанавливаются на основе расчета и оценки значений трех коэффициентов платежеспособности по данным бухгалтерской отчетности.
Эффективность указанного метода давно ставится под сомнение, поскольку бухгалтерская отчетность зачастую либо отсутствует (особенно промежуточная), либо недостоверна, так как активы должника могут наращиваться по бухгалтерскому балансу искусственным образом.
В соответствии с новым Законом основанием для открытия конкурсного производства является установление действительности обстоятельств, изложенных в заявлении кредитора о банкротстве.
3. Сокращение сроков производства по делам о банкротстве.
Проект нового Закона предлагает практически исключить процедуру защитного периода (аналог российского наблюдения), а в случае установления сократить срок до 1 месяца.
Согласно новому подходу защитный период необходим для проверки оснований изложенных в заявлении кредитора. В случае если кредитором было приложено достаточное документальное обоснование – нет необходимости в установлении защитного периода.
Установлен период в конкурсном производстве до принятия решения об открытии ликвидационного производства или санации сроком до 4 месяцев. При этом срок ликвидационного производства не должен составлять более 9 месяцев.
4. Предоставление права управляющему оспаривать решения органов должника
В проекте Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
Указанное изменение явно ориентировано на защиту интересов кредиторов, поскольку предоставляет дополнительный источник получения денежных средств с целью направления их для погашения задолженности перед кредиторами. Основным фактором при оспаривании решений органов управления является необходимость предусмотреть все возможные негативные последствия, а также рациональный подход управляющего при использовании данного права.
5.Упрощение процедуры реализации имущества
В СМИ неоднократно отмечалась направленность норм проекта Закона на упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.
В связи с чем в проекте Закона, содержатся следующие нормы, которые значительным упрощают процедуру реализации имущества должника:
продажа без проведения торгов движимого имущества стоимостью не более 300 БВ и производимой продукции, а также имущества, являющегося продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности, скоропортящейся продукцией или иным имуществом, находящимся под угрозой явного уменьшения стоимости;
проведение торгов по продаже имущества стоимостью 500 и более БВ исключительно в электронной форме;
новый порядок определения начальной цены имущества должника. Для имущества, выставляемого на повторные торги, предлагается установить четкий порядок снижения начальной цены: на 20% — при проведении первых повторных торгов, на 40% — при проведении вторых повторных торгов, на 60% — при проведении третьих повторных торгов, на 80% — при проведении четвертых повторных торгов. При проведении последующих торгов предлагается снижать начальную цену имущества более чем на 80% по решению экономического суда с согласия собрания или комитета кредиторов на основании ходатайства управляющего.
В связи, с чем возникает вопрос, как указанные изменения отразятся на кредиторах и их правах в процедуре банкротства. Забегая вперед, отметим, что проект нового Закон о банкротстве стремится к закреплению прокредиторского характера.
1. Упрощение порядка обращения с Заявлением кредитора.
Согласно, ч. 3 ст. 12 Закона о банкротстве, основаниями для подачи заявления кредитора, если иное не установлено настоящим Законом, являются в совокупности:
наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере ста и более базовых величин.
Проект нового Закона о банкротстве исключает требование о предоставлении документов, подтверждающих неплатежеспособность должника, имеющую или приобретающую устойчивый характер.
Указанное изменение носит, безусловно, положительный характер. Так, большинство кредиторов не имеют возможности предоставить данные бухгалтерского баланса, акты судебного исполнителя о невозможности взыскания, приказы и другие документы, возвращенные из банка или небанковской кредитно-финансовой организации без оплаты, справки указанных организаций об отсутствии денежных средств на счете должника.
Таким образом, с момента вступления в силу нового Закона, для подачи заявления кредитора достаточно задолженности перед кредитором в установленном размере и факта применения к должнику исполнительного производства не произведенного в течение трех месяцев.
НО! С целью сбалансировать права и интересы кредитора и должника планируется увеличить минимальный размер требований к должнику для подачи заявления кредитора.
Характер требований — Размер требований
Выплаты в пользу работников (в т.ч. работающих (работавших) по гражданско-правовым договорам) — 1500 и более базовых величин (около 18 000 долларов США)
Обязательные платежи 100 и более (порядка 1 200 долларов США)
Ели должник градообразующая организация и государственная организация – 3000 и более (около 36 000 долларов США)
Денежные обязательства 2000 и более (около 24 000 долларов США)
Ели должник градообразующая организация и государственная организация – 3000 и более (около 36 000 долларов США)
Изменения минимального размера требований кредитора продиктованы экономическими и финансовыми процессами в Республике Беларусь.
В соответствии с действующей редакцией Закона, значительное число взыскателей по исполнительным производствам обладают правом на подачу заявления о банкротстве должника, так как минимальный порог требований равен 2 550,00 BYN (порядка 1 200 долларов США).
Стоит отметить, что согласно проекту нового Закона о банкротстве, значительно упрощена процедура подачи заявления кредитором-нерезидентом Республики Беларусь. Законодатель отходит от практики истребования у кредиторов подтверждения неплатежеспособности должника и концентрируется на законности и обоснованности требований, предъявленных кредитором.
2. Отказ от определения неплатежеспособности должника на основе финансовых коэффициентов и переход к принятию решений на основе фактических обстоятельств.
В настоящий момент критерии неплатежеспособности, устанавливаются на основе расчета и оценки значений трех коэффициентов платежеспособности по данным бухгалтерской отчетности.
Эффективность указанного метода давно ставится под сомнение, поскольку бухгалтерская отчетность зачастую либо отсутствует (особенно промежуточная), либо недостоверна, так как активы должника могут наращиваться по бухгалтерскому балансу искусственным образом.
В соответствии с новым Законом основанием для открытия конкурсного производства является установление действительности обстоятельств, изложенных в заявлении кредитора о банкротстве.
3. Сокращение сроков производства по делам о банкротстве.
Проект нового Закона предлагает практически исключить процедуру защитного периода (аналог российского наблюдения), а в случае установления сократить срок до 1 месяца.
Согласно новому подходу защитный период необходим для проверки оснований изложенных в заявлении кредитора. В случае если кредитором было приложено достаточное документальное обоснование – нет необходимости в установлении защитного периода.
Установлен период в конкурсном производстве до принятия решения об открытии ликвидационного производства или санации сроком до 4 месяцев. При этом срок ликвидационного производства не должен составлять более 9 месяцев.
4. Предоставление права управляющему оспаривать решения органов должника
В проекте Закона предусмотрено право антикризисного управляющего заявлять ходатайства о признании недействительными решений органов управления должника, нарушающих права и (или) законные интересы должника.
Остается неизвестным как будет формироваться практика по оспариванию сделок должника, при наличии у управляющего права оспорить решение органа управления о заключении указанной сделки. Стоит учесть, что отсутствуют сроки, в течение которых решение органа управления должника может быть оспорено, в то время как сроки для оспаривания сделок, заключенных должником, ограничены Законом.
Указанное изменение явно ориентировано на защиту интересов кредиторов, поскольку предоставляет дополнительный источник получения денежных средств с целью направления их для погашения задолженности перед кредиторами. Основным фактором при оспаривании решений органов управления является необходимость предусмотреть все возможные негативные последствия, а также рациональный подход управляющего при использовании данного права.
5.Упрощение процедуры реализации имущества
В СМИ неоднократно отмечалась направленность норм проекта Закона на упрощение реализации имущества для оперативного и полного удовлетворения требований кредиторов, стимулирование управляющих к более быстрому и эффективному проведению процедур несостоятельности, улучшение условий ведения бизнеса в Беларуси.
В связи с чем в проекте Закона, содержатся следующие нормы, которые значительным упрощают процедуру реализации имущества должника:
продажа без проведения торгов движимого имущества стоимостью не более 300 БВ и производимой продукции, а также имущества, являющегося продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности, скоропортящейся продукцией или иным имуществом, находящимся под угрозой явного уменьшения стоимости;
проведение торгов по продаже имущества стоимостью 500 и более БВ исключительно в электронной форме;
новый порядок определения начальной цены имущества должника. Для имущества, выставляемого на повторные торги, предлагается установить четкий порядок снижения начальной цены: на 20% — при проведении первых повторных торгов, на 40% — при проведении вторых повторных торгов, на 60% — при проведении третьих повторных торгов, на 80% — при проведении четвертых повторных торгов. При проведении последующих торгов предлагается снижать начальную цену имущества более чем на 80% по решению экономического суда с согласия собрания или комитета кредиторов на основании ходатайства управляющего.