Алексей Пономарёв →  Последствия пандемии вируса COVID-19 для русско-германских коммерческих договоров поставки

Распространение вируса COVID-19 оказывает существенное негативное воздействие на международные коммерческие связи, разрушая торговые отношения и производственные цепочки. На текущей момент Германия является одной из стран, наиболее затронутых разворачивающейся пандемией. Введённые немецким правительством меры уже привели к приостановке ряда производств, что может вылиться в срыв сроков поставок продукции по международным контрактам, заключённым, в частности, с российскими партнёрами. Ниже будут рассмотрены основные варианты, доступные российскому покупателю в случае, если немецкий поставщик не выполняет свои контрактные обязательства в связи с пандемией вируса COVID-19.

Достаточно очевидно, что пандемия ранее неизвестного вируса достойна рассмотрения в качестве форс-мажорного обстоятельства для контрактных обязательств. При этом концепция форс-мажора и его последствия отличаются в зависимости от применимого права. Здесь мы остановимся на контрактах, регулируемых немецким правом, так как право страны поставщика применяется к международным договорам поставки по умолчанию, согласно абсолютному большинству правил международного частного права.
Читать дальше

ООО ЮК «Юридиция» →  «Банкроты имени Коронавируса»: будни российского бизнеса-2020

Основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова в недавнем интервью журналу Forbes сказала: «Каждый день умирают бизнесы, которые много лет создавали комфортную среду в городах, развиваясь офлайн… Фактически умер весь и так мизерный пласт малого и среднего предпринимательства в нашей стране. …Я закрыла уже пять кафе из 33 московских».

Сегодня российский бизнес переживает беспрецедентно тяжёлое время. Больнее всего пандемия бьёт по малому бизнесу, хотя среднему не легче. Мало того, что урон от COVID-19 усугубляется с каждым днём, так ещё и в феврале-марте 2020 года российская экономика пострадала из-за обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. И тут, как на беду, ситуация совпала по времени с периодом уплаты налоговых платежей — это как раз конец марта, закрывающего первый квартал года.

Кафе, фитнес-клубы, турфирмы, частные школы, услугодатели и продавцы — все без исключения теряют выручку. Многие точки уже закрылись, выставки и лектории отменены. Страдает и шоу-бизнес, ранее запланированные концерты артистов в ближайшие месяцы не состоятся по всей России. Правда, есть и победители на рынке: сегодня выигрывают производители дезинфицирующих средств и медицинских масок, а ещё сервисы доставки и сельскохозяйственные производители, однако на общее нездоровье экономики это мало влияет.

Столичный бизнес оказался наиболее уязвимым. В связи с возникшими обстоятельствами, московские операторы розничной торговли непродовольственными товарами, кафе и ресторанов, кинотеатров, детских развлекательных центров столкнулись с падением оборотов от 20% до 90%. Некоторые предприниматели находятся на грани приостановки деятельности.

Многие компании пытаются справиться с кризисом своими силами: перестраивают бизнес на онлайн-режим, сокращают объёмы производства, отправляют сотрудников в принудительные отпуска, но это практически не помогает.

Под ударом авиабизнес, причём не только в России. Главный редактор портала Avia.ru, Роман Гусаров констатирует, что сегодня мировое авиасообщение парализовано на 90%. Звучат и более неутешительные прогнозы, что после великой пандемии, когда мир начнёт подсчитывать потери, банкротами окажутся практически все мировые авиакомпании. Возможно, это слишком радикально, но, по крайней мере, негативные последствия будут ощущаться в этом сегменте рынка ещё долгие годы.

Государство спешит на помощь

Правительство России, конечно, не бездействует, меры государственной поддержки бизнеса в сложной ситуации из-за пандемии принимаются. Введён мораторий на налоговые проверки малых и средних предприятий. Туроператорам и авиаперевозчикам на период до 1 мая 2020 года предоставлены налоговые каникулы. Кроме того, объявлено об отсрочке по уплате страховых взносов для бизнеса на три месяца, начиная с марта, и на уплату арендных платежей — правда, только для тех, кто арендует помещения у государства и муниципалитетов.

27 марта стало известно, что Правительство внесло в парламент законодательную инициативу о моратории на возбуждение дел о банкротстве в исключительных случаях. Понятно, что проект продиктован сегодняшними проблемами, связанными с коронавирусом, падением цен на нефть и скачками курса рубля.

Срок моратория будет устанавливаться Правительством Российской Федерации и может быть продлён, если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения. Заявления о несостоятельности, поданные в арбитражный суд в этот период, будут подлежать возвращению. Замораживается и положение Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» о включении уведомления кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Центробанку рекомендовано отложить до 1 мая 2020 года сроки подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами субъектов Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями, а также задолженность перед кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

Мнение бизнеса или пациент скорее мёртв

На своём месте бизнес оценивает государственные меры как голодающий скудные крохи: лучше, чем ничего, но для долгой и стабильной жизни маловато. Именно внутри экономической воронки по-настоящему ощущается угроза массового коронавирусного заражения банкротством. Предпринимательское сообщество призывает государство действовать интенсивнее. Решить, например, вопрос с арендными платежами в отношении не только государственного и муниципального имущества, но и частного.

Звучат и совсем радикальные предложения, чтобы в целом отменить налоги на период сложной эпидемиологической ситуации, поскольку налоговые каникулы не спасают положение. Оборота нет, а значит нет прибыли, но налоги при этом — пусть позже, — а заплатить придётся. «Обнуление налога на доходы и страховых взносов помогло бы, но не выглядят реалистичным», — говорит Анастасия Погожева, основательница лектория Level One. С ней соглашается подавляющее большинство бизнесменов.Подход должен быть комплексным: арендодатели смогут уменьшить арендную плату, если для них, в свою очередь, будет снижен или временно отменён земельный налог. При этом надо понимать, что даже если налоги отменят, остаются кредиты, заключённые контракты, социальные обязательства бизнеса — за всё нужно платить. Если не платить налоги сейчас, заблокируют банковские счета, а это значит, деятельность субъекта фактически прекращается. Если же предприниматель заплатит налоги, то не сможет погашать кредиты и удовлетворять другие требования, многим придётся банкротиться. Момент становится фатальным, когда хозяйствующие субъекты строем движутся в сторону несостоятельности.Бизнес, возможно, как никогда прежде смотрит на Правительство с колоссальной надеждой. Ведь банкротство — это выход из игры навсегда, потеря себя а рынке, это крах…


«Что же будет с Родиной и с нами?»

В среду, 25 марта, почти 60 компаний — ритейлеров и рестораторов — обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о поддержке во время пандемии COVID-19. Бизнес просит признать мировую пандемию COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы в значении статьи 401 Гражданского кодекса РФ, подтверждающем невозможность исполнения обязательств по внутренним сделкам операторами розничной торговли.

Второе, о чём говорится в письме, перевод расчётов на условия уплаты процента от товарооборота с исключением обязательства по уплате фиксированной части арендной платы. Предлагается также установить период, в течение которого банки не будут взимать проценты по действующим кредитам как с операторов розничной торговли, так и с собственников торговых центров, а также обеспечить продление имеющихся кредитных лимитов минимум на шесть месяцев.

Наконец, ещё одна просьба — ввести мораторий на уплату налогов в федеральный, региональный и местные бюджеты, а также выплату обязательных взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования до момента отмены режима всемирной пандемии. Эти меры позволят бизнесу выполнять свои обязательства по всем социальным статьям расходов, в первую очередь, по выплате зарплаты, не допуская её существенного снижения.

Бизнес находится в напряжённом ожидании, каждый день считая прогрессирующие потери. Безусловно, лимит управленческих решений не исчерпан, многое ещё можно сделать, и это тот случай, когда без государственного регулирования совершенно не обойтись. А у Правительства как раз есть время плодотворно подумать на нерабочей неделе, взвесив предложения бизнеса и, возможно, взяв их за основу юридических решений.

Жизнь продолжается.

Виктория Бурла

для компании «Юридиция»

27 марта 2020 года

ООО ЮК «Юридиция» →  Права потребителей глазами юриста-потребителя

15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей.
Это событие оказалось почти незамеченным на фоне мировой коронавирусной паники, хотя в России защита прав потребителей — тема популярная. Правда, у обычных людей к ней принято обращаться по случаю: продали плохой товар, нарушен срок годности исполненной работы, оказали услугу сомнительного качества и вдобавок нахамили.

Сегодня мы попытаемся объять необъятную сферу прав потребителей, насколько это возможно. Пройдём по некоторым основным точкам законодательства о защите прав потребителей, расскажем просто и понятно о том, как грамотно и юридически обоснованно вести себя в ситуации, например, когда вы покупатель, а vis-à-vis недобросовестный продавец, к чему апеллировать и куда обратиться за правовой поддержкой.


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Регулирование сферы защиты прав потребителей на государственном уровне носит комплексный характер: есть законодательная база и специальные органы власти, в задачи которых входит надзор за соблюдением законодательства в области прав потребителей. Базовым документом в этой сфере является Закон от 7 февраля 1992 года № 2300-1. В Гражданском кодексе, в частности, в разделе IV «Отдельные виды обязательств» содержится целый ряд положений в пользу покупателя и потребителя работ и услуг.

С официальными документами стоит ознакомиться, это знание может помочь отстоять свои права, в подавляющем большинстве случаев не доводя дело до официальных структур. А вот если в спорном моменте договориться с продавцом или исполнителем работы не удалось, можно прибегнуть к помощи общественных организаций и государства. На страже прав российского потребителя судебные органы, Роспотребнадзор, общественные организации по защите прав потребителей, департаменты защиты прав потребителей в регионах и множество других подобных структур. Эффективную правовую помощь оказывают профессиональные адвокаты и юристы.

КТО ТАКОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ И КАКИЕ У НЕГО ПРАВА?

Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, любой из нас становится потребителем, если уже купил товар, заказал работу или услугу или только имеет намерение это сделать.На каждом из этапов потребитель пользуется правами. В первую очередь, гражданин имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продаётся, кто продаёт и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель получает точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с претензиями и требованиями в отношении товаров (работ, услуг). Как следует из Гражданского кодекса, продавец, не предоставивший покупателю возможность получения соответствующей информации о товаре, несёт ответственность и за те недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.Потребитель имеет право на качество и безопасность товаров (работ, услуг). Качество выражается в пригодности для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется или должно быть пригодным для использования в конкретных целях (если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен в известность об этих целях). Кроме того, товар или услуга должны соответствовать требованиям стандарта (если они предусмотрены государственным, отраслевым стандартом или техническими условиями). Право на безопасность — это право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации не причиняли вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде.

ПРОДАЛИ НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР — ЧТО ДЕЛАТЬ?

Наверняка, было с каждым: купил товар, пришёл домой, внимательно осмотрел покупку и — неприятность — товар с недостатком, причём, с таким, с которым мириться невозможно. Что делать? Часть 4 статьи 503 Гражданского кодекса РФ определяет, что покупатель вправе, возвратив товар ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной денежной суммы. А статья 18 Закона о защите прав потребителей гарантирует потребителю, которому продан товар с недостатками (если они не были оговорены продавцом), по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом. Речь идёт о ремонте вещи за счёт продавца или корректировке результатов услуги исполнителем. Покупатель никаких дополнительных расходов при этом не несёт;

2) соразмерного уменьшения покупной цены. В этой опции продавец и покупатель обычно договариваются о скидке. Как показывает практика, консенсус достигается достаточно легко, особенно, если речь идёт о покупках на рынке;

3) замены товара аналогичной марки (модели, артикула) или замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Замена товара с недостатками — обязанность продавца (изготовителя). Причём, закон указывает на то, что такая замена производится незамедлительно по требованию покупателя. Единственное исключение, если продавцу (изготовителю) необходимо дополнительно проверить качество товара. В этом случае замена товара производится в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем. В случае обнаружения недостатков в товаре, свойства которого не позволяют устранить их (например, в продуктах питания, товарах бытовой химии и т.п.), потребитель вправе по своему выбору потребовать либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены (часть 2 статьи 503 ГК РФ).

Так что права потребителей распространяются не только на непродовольственные товары, но и на продукты питания. То есть если вы купили несвежий кефир или вам в кафе принесли по-булгаковски «осетрину не первой свежести», вы вправе требовать замены этих продуктов на надлежащие, или настаивать на возврате уплаченных денег (либо не оплачивать).

ЗАМЕНА НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА: ЧЕК — ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬНО?

Часто возникает вопрос — можно ли обменять товар, если нет чека.

Ответ даёт часть 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, посвящённая правам потребителя при обнаружении в товаре недостатков: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Другое дело, когда речь идёт о замене непродовольственного товара надлежащего качества. В этом отношении действует статья 25 Закона «О защите прав потребителей», согласно которой обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если имеется товарный или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

С чеком ясно — он не обязателен, хотя желателен. Сложнее с тем, можно ли возвратить некачественный товар без упаковки. В России этот вопрос разрешён так: возврату подлежит весь товар, за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации.

Конечно, жизнь многообразнее правовых моделей, и если вам предлагают подождать, например, пока аналогичный товар привезут, или другие варианты разрешения ситуации — упираться, ссылаясь на букву закона, возможно, не стоит. Главное, чтобы диалог с продавцом или исполнителем услуги состоялся. Но если недопонимание переросло в конфликт, потребитель может потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Тут уже не исключён судебный порядок, ведь убытками закон считает реально понесённые затраты, то есть такие расходы, которые потребитель произвел или должен произвести, чтобы восстановить нарушенное право, и упущенную выгоду — доходы, которые потребитель получил бы, если бы права его не были нарушены. А факт таких затрат порой приходится доказывать в суде.

ПРОСТО НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. ОБМЕНЯТЬ МОЖНО?

От замены товара следует отличать право потребителя на обмен. Немногие потребители знают о своём праве обменять товар нормального качества на аналогичный в том случае, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть им использован по назначению. Такой обмен может быть произведён в течение 14 дней, не считая дня покупки. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него цену. Обмен товара надлежащего качества производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, упаковка, а также товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром, о чём мы писали выше.

Но здесь не всё так просто. Существуют товары, не подлежащие обмену на аналогичные:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.

2. Предметы личной гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования).

7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

9. Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства; часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями).

12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

13. Животные и растения.

14. Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Знать свои права потребителя — половина успеха. Важно также во всех случаях стараться предупредить недоразумения, внимательно осмотреть товар до его покупки, поинтересоваться об особенностях его использования и так далее. Но если ваши права откровенно нарушаются, необходимо защищаться. Можно направлять письма в Роспотребнадзор, подавать иски в суд, обращаться в общественные организации. Но если не хочется вступать в единоличное противостояние с нерадивым производителем, продавцом или поставщиком услуги, имеет смысл обратиться к грамотному юристу, который проконсультирует, даст деловой совет, а если потребуется, представит интересы в суде.

Виктория Бурла

для компании «Юридиция»


25 марта 2020 года

Сергей Зуйков →  Особенности отчуждения исключительного права на произведение

При создании произведения у авторов возникает множество вопросов в отношении дальнейшей судьбы своего «детища». И первым вопросом, вызывающим озабоченность, при создании любого рода произведения является вопрос автора о защите своего авторства.

Необходимо отметить, что авторское право на произведение возникает в силу создания произведения. Т.е. в момент написания произведения авторские права возникают сами собой, и специальной дополнительной регистрации не требуется.
Читать дальше

Иван Батыков →  «МИРАМИСТИН» ОБЩЕИЗВЕСТЕН ПРИ ЛЮБОМ ЦВЕТОВОМ ИСПОЛНЕНИИ

Роспатент удовлетворил заявление о признании товарного знака «МИРАМИСТИН» (словесное обозначение, выполненное буквами русского алфавита в стандартном шрифтовом исполнении в черном цвете) общеизвестным на территории Российской Федерации с 01.08.2018 на имя фирмы Мегаинфарм ГмбХ (Австрия) в отношении таких товаров 05 класса МКТУ, как «лекарственные средства, а именно антисептики».

Для подтверждения общеизвестности в числе прочих доказательств были представлены результаты опросов общественного мнения, проведенных лабораторией социологической экспертизы ФНИСЦ РАН и фондом ВЦИОМ.
Читать дальше

Сергей Зуйков →  Отличительные особенности патентования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Какие технические решения могут быть защищены в качестве всех трех объектов патентования, а какие нет?

Перед заявителями часто возникает вопрос — в качестве какого объекта патентного права может быть защищено его техническое решение.

С этой целью патентный поверенный, как правило, рекомендует проведение международного патентно-информационного поиска. Поэтому он запрашивает у заявителя детальное описание его технического решения, в первую очередь область применения и назначение объекта. Если объект патентования конструкция, устройство, система — описание элементов конструкции их взаимосвязи между собой, чертежи, принцип работы в статическом состоянии; если объект патентования способ (технология) — последовательность этапов действий, применяемые материалы и устройства; если объект патентования состав продукта/вещества — количественный и качественный состав продукта. А также запрашивает у заявителя достигаемый положительный эффект или иначе технический результат, который представляет собой конкретную характеристику технического явления или свойства, которая достигается в заявленном техническом решении.
Читать дальше

Виктория Бергман →  Версия не нашла подтверждения


Для проверки этой версии была назначена почерковедческая экспертиза протокола допроса. Для сравнительного исследования были получены экспериментальные и свободные образцы подписи и почерка свидетеля и следователя. Учитывая, что свидетель злоупотребляет алкоголем, были также получены образцы его почерка и подписи в состоянии алкогольного опьянения. Объектами исследования являлись 5 спорных подписей в протоколе в графах «Свидетель».
При исследовании документа под различными углами к источнику света признаков применения технических средств при выполнении подписей не обнаружено. Однако были выявлены «признаки необычности», которые могли проявиться при неудобной позе, болезненном или нетрезвом состоянии исполнителя. Определить причину возникновения этих признаков эксперту не удалось ввиду «отсутствия методик достоверной дифференциации».
При визуальном сравнении исследуемых подписей с образцами свидетеля, выполненными в нетрезвом состоянии, эксперт обнаружил различия.
Согласно его выводам, подпись, расположенная на одном из листов протокола под машинописным текстом, вероятно, была выполнена не самим свидетелем, а другим человеком. Но решить вопрос в категоричной форме оказалось невозможно, потому что «при имеющихся совпадениях с учетом степени вариационности образцов почерка свидетеля», выявленные признаки не образуют совокупности, достаточной для категоричного вывода. Решить вопрос о подлинности подписи следователя в протоколе эксперт также не смог.
Опровергнуть выводы эксперта сторона защиты решила с помощью рецензии. Анализ заключения почерковедческой экспертизы показал, что оно выполнено с нарушением действующего законодательства, методик и методических рекомендаций выполнения данного вида исследования.
Во-первых, имеются значимые процессуальные нарушения, позволяющие признать выполненное исследование недопустимым доказательством, такие как нарушение процедуры предупреждения эксперта об уголовной ответственности до начала производства исследования, отсутствие места и времени выполнения исследования, отсутствие данных о лицах, присутствующих при ее производстве и т.д.
Во-вторых, нарушена методика выполнения почерковедческих исследований. Так, на начальном этапе исследования эксперт должен был выяснить условия, в которых выполнялись спорные подписи. Это обязательная стадия почерковедческого исследования, так как она напрямую влияет на стадию отбора сопоставимых образцов для сравнительного исследования. На этой стадии эксперт устанавливает, являются ли подписи рукописными? Каков материал документа? Использовалась ли подложка – мягкая или жесткая? Каким пишущим прибором выполнялись подписи: шариковой ручкой, перьевой или гелевой; карандашом или фломастером? Могли ли подписи быть выполнены с помощью копировальной бумаги? В представленном экспертном заключении данные условия экспертом не исследовались
Допустив вышеописанную ошибку на первой стадии исследования, специалист перешел к стадии микроскопического исследования подписей, по результатам которого пришел к усеченным и взаимоисключающим выводам «об отсутствии признаков применения технических средств при выполнении подписей». Но если предположить, что спорные подписи были выполнены шариковой ручкой, то она сама по себе является техническим средством для воспроизведения письма. Кроме того, необходимо было исследовать и сам спорный документ, поскольку при обнаружении признаков подделки почерковедческое исследование заканчивается, а вещественные доказательства приобретают новые свойства, влияющие на обстоятельства дела. Дальнейшим исследованием эксперт выявил в подписях от имени свидетеля диагностические признаки, указывающие на их необычное выполнение. Однако не смог отождествить их с конкретным сбивающим фактором, необоснованно сославшись на отсутствие методик.
Тем самым эксперт ввел правоохранительные органы в заблуждение, поскольку в специальной литературе — «Судебно-почерковедческая экспертиза» под редакцией В.Ф. Орловой (Особенная часть, М.:2011г) подробно описаны признаки необычного выполнения подписей, позволяющие дифференцировать их по конкретным сбивающим факторам.
Таким образом, анализ заключения эксперта показал, что отсутствие диагностического исследования привело к необоснованному выводу о «подражании» подписям свидетеля. Отсутствие же категорического вывода о подписи следователя вытекает из ошибки, допущенной на ранних стадиях исследования. По сути, эксперт не изучил детально сравнительные образцы на сопоставимость к спорной подписи по ряду обязательных критериев:
— по времени и условиям выполнения;
— достаточности сравнительных образцов по количеству и качеству;
— вариационности почерка;
— достоверности подписей.
С учетом вышеперечисленных ошибок, допущенных экспертом, выполненное им в рамках заключения эксперта исследование не является полным и всесторонним, в связи с чем любая из сторон процесса имеет возможность усомниться в объективности и достоверности полученных выводов, поставив их под сомнение, ходатайствовать о критической оценке данного заключения судом и назначении повторной почерковедческой экспертизы, согласно ст. 207 УПК РФ.

ООО ЮК «Юридиция» →  ООО «Агроснабсахар» и ООО «ГК ТРИО» намерены обжаловать решение о взыскании 1 120 млрд. рублей

На сайте группы компаний «Трио» появилась новость о том, что во вторник, 17 марта, ООО «Агроснабсахар» и ООО «ГК ТРИО» направили апелляции на решение арбитражного суда первой инстанции, вынесенное в пользу истца ГК «Русагро». Апеллянты объясняют свою позицию тем, что решение, по их мнению, незаконно и необоснованно.

17 февраля Арбитражный суд Тамбовской области вынес решение, согласно которому ООО «Агроснабсахар» обязано выплатить ООО «ГК «Русагро» убытки, обусловленные потерей стоимости сахара из-за якобы неиспользованного права на выкуп хранимого товара, в размере более 1,119 млрд. руб. Причиной взыскания такой суммы с агрохолдинга стал тот факт, что «Агроснабсахар» якобы сначала заключило с ООО «ГК «Русагро» договор на выкуп сахара, а потом отказалось его исполнять, вследствие чего ООО «ГК «Русагро» было вынуждено продавать сахар третьим лицам по более низким ценам и терпеть убытки.

Предыстория

В конце 2018 года ГК «Русагро» договорилось с компанией «Агроснабсахар» о хранении на Елецком сахарном заводе более 116 тыс. тонн сахарного песка. Условия сделки предполагали, что оплата хранения будет производиться уже после реализации продукции агрохолдингом «Русагро» при наличии прибыли от продажи более 2000 рублей на тонну. При этом договором хранения «Агроснабсахару» было предоставлено право до 1 марта 2019 года выкупить товар для последующей перепродажи на выгодных для себя условиях.

С начала 2019 года, когда стало очевидно, что прошлогодний урожай сахарной свеклы довольно высок, наметилась тенденция падения рыночных цен на сахар. «Агроснабсахару» пришлось оперативно рассматривать варианты продажи сахара по ещё относительно выгодным ценам, которые стремительно шли вниз в соответствии с рыночными законами. В конце февраля 2019 года компания пыталась договориться с «Русагро» о реализации 115 300 тонн по цене 38 700 руб за тонну, но получила ответ о готовности контрагента продать товар только по 40 000 руб за тонну. При таких условиях сделка была уже невыгодна «Агроснабсахару».

Таким образом, стороны не нашли консенсус в вопросе цены на сахар и сделка фактически не состоялась, завершившись переговорами по электронной почте.

Правда, чуть позже «Русагро» вынуждено было распродать сахар по ещё более низким ценам, ведь время шло, и цены на сахар продолжали падать. Но, поступив так, компания подсчитала разницу между вырученными от продажи суммами и предложенными в феврале 2019 года «Агроснабсахаром» 38 700 руб. за тонну и предъявила её партнёру в качестве убытков.

«Несладкие деньги»

Теперь в итоге несостоявшейся «сахарной» сделки «Агроснабсахар» может потерять более 1 млрд рублей. Но в компании намерены добиться отмены арбитражного решения. Юристы ООО «Агроснабсахар» и ООО ГК «ТРИО» считают, что судом грубо нарушены нормы материального права, не дана должная оценка доказательствам и сделаны ошибочные выводы относительно оформления договорных отношений между сторонами так и не состоявшейся сделки, а равно того, как сложился обычай взаимоотношений между организациями.

В пользу своей позиции апеллянты приводят, в частности, такие доводы, как отсутствие согласованной сторонами спецификации, которая должна была отражать объёмы, сроки, даты поставки и другие аспекты. При этом по сложившейся у компаний практике взаимодействия спецификации неуклонно составлялись — всего составлено несколько десятков спецификаций. По мнению юристов компании, сделка действительно не состоялась, хотя суд интерпретировал ответные письма «Русагро» как согласие с условиями оферты от ООО «Агроснабсахар».

Здесь нужно заметить, что переписка носила неформальный характер без должного официального оформления, что не позволяет давать однозначной оценки её юридической значимости в части реального волеизъявления сторон. Переписка контрагентов приводится на сайте группы компаний «Трио». Теперь в этом вопросе надлежит разобраться суду второй инстанции.

ГК «ТРИО» также настаивает на том, что в позиции «Русагро» отсутствует экономическая обоснованность ценовой политики при продаже сахара третьим лицам. Это подтверждается тем фактом, что один и тот же объём сахара в одни и те же даты был продан одним и тем же лицам по разным ценам. Получается, что продажа сахара третьим лицам производилась не по рыночным ценам. Такое поведение может свидетельствовать о недобросовестности компании как контрагента. «Если бы условия продажи сахара по каждой сделке соответствовали рынку, то общий размер убытков ответчика также был бы соразмерно уменьшен», — считают апеллянты.

«Современное дело»

Доводы ООО «Агроснабсахар» и ООО «ГК ТРИО» содержат сильную правовую аргументацию, в связи с чем компании могут рассчитывать на успех в апелляционном процессе. Сама же история отражает дух нашего времени и такую мораль: небрежная электронная переписка между сотрудниками компаний может обойтись этим компаниям в более чем миллиард рублей.
Специалисты с интересом следят за развитием ситуации, которая одновременно и нестандартна для арбитражного судопроизводства, и актуальна для всех современных организаций, ведущих деловые переговоры онлайн. Для многих бизнесменов «сахарное дело» является хорошим уроком аккуратности в формах коммуникации с партнёрами.

Возможно, суд апелляционной инстанции, в отличие от суда первой инстанции, посчитает необходимым назначить лингвистическую экспертизу переписки контрагентов. В таком деле это очень важно для уточнения намерений партнёров, квалификации их писем как оферты и акцепта. На наш взгляд, сейчас самым важным является прояснение действительной воли сторон, выраженной в электронной переписке, и правовая оценка доводов, приведённых в апелляционных жалобах. Но, по мнению некоторых экспертов, исход дела зависит не только от качества юридических аргументов, но и от конъюнктуры сахарного рынка и стратегии выстраивания отношений между основными холдингами, задействованными в «сладком» бизнесе.

Виктория Бурла

для юридической компании «Юридиция»

19 марта 2020 года

Сергей Зуйков →  Возмездность лицензионных договоров

Вопрос возможности получения лицензионных платежей и его размер является одним из самых животрепещущим вопросом для сторон при заключении лицензионного договора.
Читать дальше

Алим Бишенов →  Диалог на высшем уровне

Приглашение в качестве эксперта в Совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера стало для меня приятной новостью.

Надеюсь, что Совет станет еще одной из практических площадок для конструктивного диалога и выработки решений по этой теме. Основными задачами Совета являются изучение вопросов законодательного регулирования национальной политики и взаимоотношений государства с религиозными объединениями, участие в совершенствовании законодательного обеспечения.

Председателем Совета является заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Турчак 
Андрей Анатольевич. Среди членов Совета также — Мельниченко Олег Владимирович, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; Мачнев Алексей Васильевич, председатель Парламента Республики Северная Осетия – Алания; Мухаметшин Фарид Хайруллович, председатель Государственного Совета Республики Татарстан; а также иные руководители законодательных органов государственной власти субъектов РФ, представители иных государственных органов, общественных организаций, религиозных объединений, ученые и иные специалисты.